Жги! Новости

Борис Смирнов. Стекло.

Наш рассказ о художественном стекле продолжается! В прошлый раз вы узнали о Ленинградском заводе художественного стекла. Сегодня вас ждет история выдающегося художника этого завода Бориса Александровича Смирнова — заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

В 1952-1963 годах Борис Смирнов — заведующий кафедрой ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. В 1963-1965 годах — профессор МВХПУ. После смерти Веры Мухиной возглавил «ленинградскую школу» отечественного стеклоделия. Стал учителем и наставником целого ряда известных художников по стеклу.

Художник-экспериментатор, создавший новую эстетику авторского художественного стекла, отойдя от сугубо производственных задач и принципа функциональности. Произведения Бориса Смирнова, новаторские по духу и исполнению, не всегда находили одобрительный отклик даже среди его коллег, вызывая серьезные споры. Но с течением времени работы мастера становились важными вехами в развитии не только его творческой биографии, но и в декоративном искусстве тех лет.

Обращение к фольклорным мотивам и народным традициям позволило создать автору ряд оригинальных и новаторских для того времени работ. Декоративная композиция «Петушок» создает ощущение праздника и радости жизни, выполнена в очень ярких тонах. Автор первым соединил в работе ярко-зеленые и ярко-желтые тона, что придало предметам особую нарядность. Одной из самых известных работ Бориса Смирнова стала композиция «Стеклодувы», новаторская для того времени как по форме, так и по декору. Художник придавал значение не столько функциональности предмета, сколько его образности и смысловому содержанию.

Скульптурная композиция «Человек, конь, собака и птица» — пример пластического эксперимента в стекле, высокого уровня пластического мышления художника, ставшая настоящим шедевром в творчестве Бориса Смирнова. Он — основатель жанра отечественной стеклопластики, создатель многочисленных произведений, высоко оцененных как в нашей стране, так и за рубежом.

Яркая зрелищность ансамблей Смирнова, выполненных в традициях народного гутного стекла, положила начало целому направлению в советском цветном стекле 1970-1980-х годов. Также Борис Смирнов успешно работал в области графики и дизайна, оформления различных выставок, книжной иллюстрации, плаката. В стекольном творчестве он проявил такую же художественную широту, прим
еняя самые разнообразные техники изготовления и декоративной обработки изделий.
Художники