Жги! Новости

Винтажное стекло – его история, виды и ценность

Винтажное стекло – его история, виды и ценность

Стекло для нас стало уже таким обычным материалом, что его свойств и сложности мы почти больше не осознаем. Между тем для мастера-стекольщика – это результат сложного физико-химического процесса для создания живой и неповторимой формы, которое на каждое прикосновение реагирует каждый раз по-новому. Прозрачность, механическая твердость и сильный блеск стекла делают его материалом, служащим художественным и бытовым целям, делая его любимым предметом коллекционирования.

Стекло получается сплавлением кварца или двуокиси кремния, получаемой из песка с окисью кальция, что делает стекло стойким и усиливает блеск, а также различные щелочи, нужные для плавки и выделки стекла.

Среди винтажных и антикварных стеклянных предметов интерьера и кухонной утвари особенно ценны история, происхождение, ручная работа, смешение форм и цветов.

Цветное стекло получается путем добавления в бесцветную стеклянную массу окислов металлов до или во время плавки.

Железо окрашивает стекло в голубой, желтый и красно-бурый цвета,

марганец – в желтый, коричневый и фиолетовый,

хром – в зеленый,

уран – желтовато-зеленый,

кобальт – в синий,

никель – в фиолетовый и серо-коричневый,

сурьма, сульфид натрия – в желтый (в самый же красивый желтый окрашивает коллоидное серебро,

медь – в красный (так называемый медный рубин в отличие от золотого рубина, получаемого прибавкой коллоидного золота)

Костяное и опаловое стекло получается путем замутнения
стекломассы пережженной костью, а молочное – прибавкой смеси шпата.

Стеклу уже четыре тысячи лет и открыли его, всего вероятней, случайно, в Египте. Необходимая температура плавления составляет 1450 оС, а рабочая температура 1100-1200 оС.

Существуют разные техники выработки стекла, его рафинируют, декорируют, что происходит как на стеклянном производстве, так и во вне, когда получается стекло расписное, глазурованное, гравированное или пунктированное алмазом, резное, шлифованное, травленое или обдутое песком. Все техники служат характеристиками определенных эпох и стилей, знать которые коллекционеру и любителю старины и древностей необходимо.

Гутное стеклоделие.
Это наиболее древний способ работы по выработке и отделки стекла, когда форму, цвет и декор изделие получает непосредственно у плавильной печи. Результат работы зависит от ремесленного опыта, сноровки и художественного чутья стеклодува.
В основе эпохи муранского стекла легли такие виды отделки, как стеклянная пряжа – наматываемые на стеклянную баночку в виде спирали нити. Также используют наплавление на мантию сосуда капель, горошин и стеклянных слезинок.
Известны накладные техники по созданию тонких неповторимых узоров из сеточек и пластиночек разноцветного стекла: стеклянная вить, филигрань и мильфиори (тысяч цветов, похожая на технику смальты).

В Венецианском и богемском стеклоделии с 17 века используется техника авентурин – это золотой эффект, который достигается прибавкой в стеклянную массу закиси меди и окалины, а во время плавки выпадают золотисто-желтые блестящие кристаллы меди.

Также в Венеции применяют технику льдистого, или называя по-другому – цветочного, быстроохлажденного, кракелированного или кракле стиля. Раскаленную стеклянную баночку погружают в холодную воду, отчего на поверхности образуется сеть трещинок (кракелюр) и стекло мутнеет:

Многослойное или внутринакладное стекло – притязательная и сложнейшая техника. Дутое стекло окунают в одну или несколько цветных стеклянных масс, которую иногда наносят и внутрь сосуда. Затем слои шлифуют, протравливают или делают ажурными, благодаря чему создаются цветочные узоры. Техника эта применяется в Европейском и китайском стеклоделии с 19 века.

В создании витражей используют технику глазурования, при которой наружная поверхность кроется прозрачным стеклом.

Следующим этапом обработки стекла становится его художественная доводка. Речь идет о росписи. Роспись холодным способом с помощью масляных и лаковых красок без обжига, приобрела своего апогея в Венеции. В этой технике пишутся картины на стекле.
Краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности, чем при нормальной живописи – то есть сперва кладут свет, а потом тени. Такая техника комбинируется с золочением, что однако малоустойчиво. Применялось с 16-17 веках в Центральной Европе.

Роспись стекла эмалью – техника живописи по стеклу, но с помощью прижигаемых красок. По существу эмаль – это легкоплавные стекла, которые при слабом огне закрепляются обжигом. Эта техника использовалась в позднее средневековье. В 18 веке в Австрии зародилась семейная картель, затем эмаль освоили и полюбили во Франции, Богемии и бюргерских (Германия) домах.

Отделка стекла металлом, в особенности золотом, была известна еще в античности. Металл накладывали холодным путем. В 18-19 веках в богемском стеклоделии использовались золотая фольга и роспись окисью золота. В 20 веке часто встречаются изделия с декорированием оловом, мельхиором и латунью, что удешевляет стоимость предмета, но и придает дополнительной изысканности столовым стеклянным предметам.

Глазурованное стекло – это окрашивание поверхности серебром или медью с дальнейшим обжиганием. Глазури похожи на транспарантную эмаль, однако они оказываются составной частью стекла, не выступая в виде рельефа и не обнаруживая мазка кисти. Глазурь еще можно травить, резать или процарапывать алмазом, а также расписывать.

Гравирование или процарапывание стекла алмазом основана на том, что гравер рисует вглубь по поверхности стекла кончиком алмаза, который используется как карандаш. Такая техника пришла из Венеции, от мастеров муранского стекла и распространилась в центральную Европу – Чехию, Австрию и Германию. В 18 веке в Голландии появилась техника пунктирования – алмазом художник выбивал на стекле тонкие и сильные точки различной густоты.



Резное стекло делается так – резчик обрабатывает стекло медным колесиком, укрепленным на быстро вращающейся оси с наждаком. Резьба оставляется матовой или полируется. В 16 веке после долгого забвения резьба по стеклу была возвращена в Европейскую культуру и была наравне с резьбой по хрусталю и драгоценному камню. Этот метод полюбили особенно в Чехии и Германии (Богемии).

Шлифовка стекла осуществляется на тяжелых машинах (точильных колесах), вращающихся на вертикальной оси в наполненном водой ящике. К наиболее ранним видам шлифовки относится шлифование и полировка граней – огранка. Знаменитый граненый стакан и хрустальные бокалы с гранями сделаны этим методом. Позднее вышлифовка касалась круглых и оливко-образных углублений. Затем в Англии ввели новый вид декора – отшлифовка стеклянной грани наподобие алмаза, а в 19 веке – бриллиантовая шлифовка. Еще позднее ввели ромбическую и цилиндрическую шлифовку, применяемую в основном в Германии.

Травление стекла пришло из Швеции в 18 веке при использовании кислоты. Стекло покрывают шихтой, на ней процарапывают изображение иглой, и путем погружения в кислоту травят гравированное место.

Инкрустирование стекла или заплавление паст. Это совсем особая разновидность стеклодельной техники. Внутрь еще мягкой стеклянной массы заплавливаются рельефы из белой глины или бисквитного фарфора. Эта техника в 19 веке была излюблена во всей Европе, причем заплавлялись пасты с портретами известных деятелей. Техника зародилась в совместной работе французских керамистов и стеклоделов.

Механизация производства во второй половине 19 века, нацеленная на массовость и крупное потребление стекла, знаменовала в то же время упадок художественного стеклоделия. Однако прогрессивные Австрийские и Американские деятели спасли ситуацию и не коммерческие интересы не подавили все художественные стремления в производстве стекла. Изучая и копируя восточные, позднеренессансные и барочные стекла из музейных собраний, на заводах стали изготовлять стекло, следуя указаниям художников-артистов!

Хранение и забота о стекле. Прежде всего стекло надо беречь от сырости и внезапной перемены температуры, а также от яркого солнечного света. Насколько это возможно, его следует хранить в специальных витринах. В случае повреждения вещи не склеивайте ее сами, а обратитесь к специалисту.

Болезни стекла.
Нередко мы можем найти тусклое стекло, поверхность которого как будто покрыта сетью волосяных трещин. Причина такого явления чисто физического свойства – шихта смешивалась в неправильной пропорции, причем взаимно не связанными оказываются прежде всего кремневая кислота и щелочи.
Под действием влажности воздуха избыточные щелочи в таком случае выступают наружу и в результате на поверхности образуются тонкие чешуйки, которые со временем отщепляются. Причина подобной болезни в избытке калия или соды в шихте, превращающем стекло в водянистый силикат.
Реставрировать такое стекло нельзя. В домашних условиях практически не возможно устранить эту болезнь – требуется погрузить ненадолго стеклянный предмет (но не расписанный) в ванну с пятипроцентным раствором азотной кислоты, а затем положить на поверхность метакрилатовую пленку J.
Этим поверхность укрепляется, особенно при уже продвинувшемся разрушении, когда от нее отщепляются тоненькие чешуйки. Такая болезнь чаще всего поражает некоторые немецкие и богемские стекла, но также встречается и в других Европейских стекольных производствах.

Стекло – это изысканный и благодарный материал, который будет вас радовать своим разнообразием, яркостью, красотой и очень хорошей ценой!
Мастер-класс