Завершая год, 17-18 декабря, на площадке ДК им. Кирова в Санкт-Петербурге прошел фестиваль современной керамики Ceramania+. Не смотря на свой молодой возраст, фестиваль является одним из крупнейших в России в своей сфере и горячо полюбился как посетителям, так и участникам. Праздничный маркет, объединивший более 100 самобытных художников, мастер-шоу и открытые уроки оживили город в преддверии праздников.
Одним из интереснейших событий прошедшего фестиваля стал круглый стол, посвященный актуальным процессам профессионального мира керамики — «Современность керамики. Критерии». В обсуждении приняли участие такие мастера ДПИ как: Анастасия Чарина (художник, куратор, преподаватель, главный редактор журнала «Жги! Журнал о современной керамике и стекле»); Игорь Васильев (художник, преподаватель СПГХПА им. А.Л. Шиглица); Татьяна Пунанс (художник, дизайнер, куратор); Надия Миниахметова (художник-керамист). Дискуссия вышла напряженной и живой, спикеры старались всесторонне рассмотреть явление современного искусства ДПИ с точки зрения не только художника, но и куратора, преподавателя. Что такое современная керамика? Из чего состоит творческий процесс? Как выстраивается диалог между художником, зрителем и покупателем? С какими сложностями сталкиваются молодые мастера? Вот лишь малая часть тем, которые поднимали эксперты во время встречи.
Одним из интереснейших событий прошедшего фестиваля стал круглый стол, посвященный актуальным процессам профессионального мира керамики — «Современность керамики. Критерии». В обсуждении приняли участие такие мастера ДПИ как: Анастасия Чарина (художник, куратор, преподаватель, главный редактор журнала «Жги! Журнал о современной керамике и стекле»); Игорь Васильев (художник, преподаватель СПГХПА им. А.Л. Шиглица); Татьяна Пунанс (художник, дизайнер, куратор); Надия Миниахметова (художник-керамист). Дискуссия вышла напряженной и живой, спикеры старались всесторонне рассмотреть явление современного искусства ДПИ с точки зрения не только художника, но и куратора, преподавателя. Что такое современная керамика? Из чего состоит творческий процесс? Как выстраивается диалог между художником, зрителем и покупателем? С какими сложностями сталкиваются молодые мастера? Вот лишь малая часть тем, которые поднимали эксперты во время встречи.
Надия Миниахметова, художник-керамист, сразу же задала очень сложный вектор беседы, уточнив, что мир керамики обширен: помимо свободного авторского искусства есть и промыслы, а сугубо выставочные произведения сосуществуют рядом с утилитарными изделиями. Так, для каждого направления справедливо выделить свои критерии «современности».
Татьяна Пунанс, продолжая размышление, отметила, что современное искусство – это, прежде всего, вопрос мышления. «Некоторые люди рождены для этого: они что ни сделают, то просто вопль, декларация. А другой человек, наоборот, может принять волевое решение ступить на тропу современной керамики, но тогда он должен со многим познакомиться, многое увидеть, прочитать – т.е. понять, что на этой тропе приемлемо. Для этого нужно сделать ряд интеллектуальных усилий». Также Татьяна Пунанс, как опытный куратор, подчеркнула, что активность художника – залог его будущего. «Современную керамику, бывает, сложно продать. Но существуют десятки резиденций, проектов, которые с радостью примут художников, где художники смогут показать свои работы. И в зависимости от того, как мы будем рассказывать о современной керамике, так и будет меняться покупатель».
«Насмотренность ведет отнюдь не творческому усреднению, не к единому стилю, который заведомо продастся, – рассуждала Надия Миниахметова, – а наоборот обогащает, заставляет художника найти свое лицо, которое бы делало его заметным».
Спикеры согласились, что необходима просветительская работа, которая способствовала бы не только привлечению и воспитанию зрителей, но и профессиональному росту мастеров, художников из разных городов и школ. «Насмотренность ведет отнюдь не творческому усреднению, не к единому стилю, который заведомо продастся, – рассуждала Надия Миниахметова, – а наоборот обогащает, заставляет художника найти свое лицо, которое бы делало его заметным».
Говоря о профессиональном обмене и обучении, участники также затронули и тему классического образования, возможности совмещения базовых навыков и техник с новаторскими и оригинальными подходами. Игорь Васильев, как художник и действующий преподаватель, выразил мнение о необходимости обладать широким профессиональным инструментарием: «Если нет идеи, то все остальное превращается в ерунду. Все приемы уже известны, они сделаны и переделаны. Без идеи произведение станет просто глиняным «исполнением». Но и штудия должна быть, она неизбежна, без нее мы придем к неполноценности творческой личности». Татьяна Пунанс в свою очередь, согласившись с пользой классического образования, на условное первое место поставила готовность постоянно учиться новому.
Говоря о профессиональном обмене и обучении, участники также затронули и тему классического образования, возможности совмещения базовых навыков и техник с новаторскими и оригинальными подходами. Игорь Васильев, как художник и действующий преподаватель, выразил мнение о необходимости обладать широким профессиональным инструментарием: «Если нет идеи, то все остальное превращается в ерунду. Все приемы уже известны, они сделаны и переделаны. Без идеи произведение станет просто глиняным «исполнением». Но и штудия должна быть, она неизбежна, без нее мы придем к неполноценности творческой личности». Татьяна Пунанс в свою очередь, согласившись с пользой классического образования, на условное первое место поставила готовность постоянно учиться новому.
Конечно, нельзя было обойти стороной и животрепещущую тему непосредственно творческого процесса: на что опирается художник, выстраивая свою работу? Стоит следовать модным тенденциям или наоборот отстаивать свою авторскую индивидуальность? Как в современном мире многозадачности совместить занятие творчеством, выполнение заказов, заботу о семье и быте?
Надия Миниахметова поделилась со слушателями, что для нее, как художника, свойственен аналитический подход, метод рассуждения и размышления, Анастасия Чарина для себя же выделила путь рефлексии – произведение как реакция на действительность: «Я считаю, у каждого художника свои ориентиры. Для одного творчество – это эмоция, для другого – расчет, для третьего – рефлексия, т.е. ответ на внутренние или внешние процессы. Художникам вообще свойственно пропускать через себя какие-то ни было события, и это отображается в их работах. Это мой случай. Мое творчество лишено расчета, оно нужно исключительно мне, в основе - желание высказаться». Анастасия Чарина также назвала актуальным вопрос творческой самостоятельности и в качестве решения предложила молодым художникам ответить самим себе, какие жизненные цели они преследуют: «Чем больше ты неуверен в себе, тем больше ты подглядываешь. Надо определиться со своей целью: ты хочешь быть художником или хочешь понравиться? Это главное».
Завершая встречу, спикеры осветили и ряд насущных проблем. Например, чем вызван дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и количеством мастеров, которые остаются в профессии? Возможными причинами были названы нехватка баз, дорогостоящие технологии, дефицит выставочных пространств, пригодных для экспозиции тяжелых, габаритных произведений дпи.
Таким образом, обращаясь то к общим, отчасти даже философским для профессии, вопросам, то к более частным и конкретным темам, участникам круглого стола удалось в ограниченное время создать портрет современной керамики, с ее проблемам, задачами и колоссальными возможностями.
Надия Миниахметова поделилась со слушателями, что для нее, как художника, свойственен аналитический подход, метод рассуждения и размышления, Анастасия Чарина для себя же выделила путь рефлексии – произведение как реакция на действительность: «Я считаю, у каждого художника свои ориентиры. Для одного творчество – это эмоция, для другого – расчет, для третьего – рефлексия, т.е. ответ на внутренние или внешние процессы. Художникам вообще свойственно пропускать через себя какие-то ни было события, и это отображается в их работах. Это мой случай. Мое творчество лишено расчета, оно нужно исключительно мне, в основе - желание высказаться». Анастасия Чарина также назвала актуальным вопрос творческой самостоятельности и в качестве решения предложила молодым художникам ответить самим себе, какие жизненные цели они преследуют: «Чем больше ты неуверен в себе, тем больше ты подглядываешь. Надо определиться со своей целью: ты хочешь быть художником или хочешь понравиться? Это главное».
Завершая встречу, спикеры осветили и ряд насущных проблем. Например, чем вызван дисбаланс между количеством выпускаемых специалистов и количеством мастеров, которые остаются в профессии? Возможными причинами были названы нехватка баз, дорогостоящие технологии, дефицит выставочных пространств, пригодных для экспозиции тяжелых, габаритных произведений дпи.
Таким образом, обращаясь то к общим, отчасти даже философским для профессии, вопросам, то к более частным и конкретным темам, участникам круглого стола удалось в ограниченное время создать портрет современной керамики, с ее проблемам, задачами и колоссальными возможностями.
Обсуждение было горячо принято и слушателями, среди которых оказались не только художники из разных сфер, но и студенты, искусствоведы и просто заинтересованные посетители фестиваля. «Такие мероприятия безусловно нужны, – поделилась своими впечатлениями слушательница, – Они способствуют насмотренности, укреплению связей. Иначе, часто получается так, что знаешь работы, но не знаком с автором. А завязывая личный диалог с художником, мы можем вдохновить друг друга, задать профессиональный вопрос, лучше понять творчество».
Видео с круглого стола «Современная керамика. Критерии»