Жги! Новости

Вступительная статья Лидии Владимировны Андреевой к каталогу выставки художника декоративной росписи Владимира Климентьевича Яснецова

В честь дня рождения прославленного художника декоративной росписи Владимира Климентьевича Яснецова (20 ноября 1926 – 31 октября 2005) Иван Гольский опубликовал в полном объёме текст вступительной статьи к каталогу его выставки, откровенно написанный авторитетным искусствоведом, знатоком дулёвского фарфора Лидией Владимировной Андреевой (14 января 1930 — 7 августа 2018).

Владимир Яснецов. Фарфор. Каталог выставки / Автор вступительной статьи Лидия Владимировна Андреева. – М.: Советский художник, 1991.

Приводим ее начало:
Выставки художников-фарфористов в последние годы не часты. И естественно задуматься – почему? Фарфор ли русский переживает переломную пору? Труд ли фарфориста чрезмерно сужен рамками производства и рынка? Либо причины тут по преимуществу личные и кроются в диапазоне возможностей самих художников? Одно очевидно, что ситуация достаточно неблагополучная, и на её фоне выставка фарфора и акварелей Владимира Яснецова приобретает тем большую ценность и значение.

Экспозиция даёт возможность встречи с крупным талантом, а значит поможет прояснить и более общие вопросы развития отечественного фарфора, в судьбах которого роль традиции Дулёвского завода так велика.

Биография художника красноречива всегда, даже в том случае, когда канва её не густо расшита событиями. Быть может, даже, чем меньше фактов, извне дробящих жизнь на периоды и отрезки, тем нагляднее диалог художника со временем, запечатленный в творчестве.

Владимир Клементьевич Яснецов родился в Дулёве в 1926 году, однако, к коренным дулёвцам себя не причисляет. В Дулёве он вырос, с Дулёвским заводом связана вся его жизнь художника, но традиции фарфора этих мест он унаследовал не по прямому родству поколений, как многие из дулёвских мастеров, а по праву личного дара.

Художники Яснецовы: Владимир Клементьевич, Вера Павловна, Юрий Владимирович, Марина Владимировна. 1984 год

Он сам дал начало новой династии фарфористов, утвердил свой «яснецовский» стиль росписи, вот уже два десятилетия определяющий лицо дулёвского фарфора.

Многое в натуре Яснецова – от отца, человека волевого, не покорного судьбе, не раз дерзавшего начать жизнь сначала. От него Яснецов унаследовал даровитость и предприимчивость. Отец, будучи родом из Смоленщины, отбыв ещё в первые годы XX века армейскую службу в Ревеле (ныне Таллинн), пересёк на товарном поезде всю страну, добрался до восточных берегов и там, поступив на американское судно, ходил в море на лов рыбы. А по прошествии нескольких лет сменил и место и род занятий: уехал в Среднюю Азию на строительство дорог. Тут, было, осел, женился (мать Яснецова родом из Украины), увлёкся разведением садов. Но в годы революции угрозы басмачей вынудили бросить налаженную жизнь и перебраться в центр России, под Москву, в Дулёво. Здесь тоже был посажен сад. Здесь вслед за родившимися ранее дочерьми появились сыновья – Владимир и Николай. К ним, особенно к Владимиру, перешла и страсть к садоводству. Но это позднее.

В 1943 году семнадцатилетний Владимир Яснецов был мобилизован и направлен на Дальневосточный фронт. От участия в боях его уберегли молодость и грамотность. Законченные до призыва 8 классов средней школы – по тем временам неплохое образование – определили место службы в основном при штабах. На Дальнем Востоке служба затянулась на семь лет, захватив два года войны и пять послевоенных.

Только в 1950 году Яснецов вернулся в Дулёво. Живя рядом с заводом, он не сразу настроился на фарфор, не знал, что на заводе есть художники. «Думал фарфор и фарфор...» – вспоминал он позже. Однако время, проведённое вне дома, обострило глаз художника. Жизнь в Маньчжурии, впечатления от её природы, от библиотек и галерей (особенно запомнились рисунки Ци Байши) расширили кругозор.
Способности к рисованию в семье были у сестёр, но художницами они не стали, предпочли преподавание в школе. Зато свой предмет на уроках обязательно сопровождали рисунками. Яснецов склонности к рисованию обнаруживать не спешил, да её никто и не поощрял. Позднее он как-то сказал о себе: «Я был тихий, но бурный». И действительно, таково впечатление знавших его в 1950-е годы. «Молчаливый, застенчивый, с виду нерешительный, но хваткий, быстр взглядом, воспринимающий всё молниеносно. Спустя несколько месяцев по возвращении с Дальнего Востока Яснецов пришёл всё-таки устраиваться в художественную лабораторию Дулёвского завода. Заведовавший ею тогда Павел Алексеевич Леонов советовал подождать, на днях на завод вернётся после девятилетнего отсутствия его прежний художественный руководитель Пётр Васильевич Леонов, он и определит место начинающего художника. Однако Яснецов решил не ждать и в 24 года начал работу учеником...

Владимир Яснецов (роспись). Форма «Русский». Чайник «Тюльпаны». 1963. Дулёво. Высота 24 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник / 2975-к. Госкаталог: 8374450.

Художники