Жги! Новости

Николай Александрович Хренов (1912–1994)

Друзья, в честь дня Победы 9 мая, на основе заметки 1959 года из газеты «Новатор» Дулёвского фарфорового завода, хочу познакомить вас с биографией живописца Николая Александровича Хренова (1912–1994), прошедшего две войны, но не утратившего веру в реальность сказки и красоты.


Белов Б. Николай Хренов (Художники нашего завода) // Газета «Новатор», орган парткома, завкома и управления Дулёвского фарфорового завода им. газета «Правда», 1959. – №36 (236) от 11 сентября. – С. 2.
Есть в Ивановской области город, имя которого известно всему миру. Это – Палех, славящийся неповторимой и своеобразной росписью шкатулок, ларцов, пудрениц, брошек, портсигаров и др. изделий. Редкий зарубежный турист покинет пределы нашей страны, не положив в объёмистый сак или чемодан сверкающую чёрным лаком шкатулку из Палеха.

Музей Дулёвского фарфорового завода

Среди палехских мастеров и посейчас живут представители династии Хреновых. Славились они в отдалённые от нас времена как искусные иконописцы, а после образования в 1924 году артели древней живописи перешли на ту работу, которая сейчас известна всему миру.

В семье художника-палешанина родился и рос Николай Хренов. Отец его – Александр считался лучшим личником (писал лишь лица) и желал, чтобы по его пути пошёл и сын. Получив художественное образование, Н. Хренов в 1933 году поступил в артель. И быть бы ему палешанином, да случилось не так.
Трудно сказать, кто именно в этом повинен, но по чьей-то инициативе начали в Палехе расписывать фарфор и маленький муфелёк поставили для обжига. Тогда и пристрастился будущий художник к росписи фарфора. В 30-х годах группа палешан по инициативе А. М. Горького была приглашена на Дулёвский завод. Один из них послал приглашение Н. А. Хренову, вернувшемуся в это время из рядов армии. Так, почти 30 лет тому назад, приехал в Дулёво Николай Александрович Хренов и стал завод для него родным домом.
Отсюда он ушёл в действующую армию, освобождал Западную Украину, дрался с белофинами и фашистами. А когда после ранения и контузии был он демобилизован, то снова потянуло его не в Палех, а в Дулёво.
Как ни любит фарфор Н. А. Хренов, всё же палехская «закваска» в нём сильна: в любой росписи его чувствуется палешанин. Как художник, Николай Александрович хорошо чувствует фарфор и удачно сочетает свою манеру письма с материалом. Несмотря на кружевную манеру рисунка, письмо его лёгкое и звонкое.

И ещё есть одна особенность у Н. А. Хренова: он не очень «плодовит» на рисунки, но то, что сделано им, почти всегда утверждается Художественным советом. Как говорят, бьёт он без промаха.
Много выходило массовой продукции с его рисунками, а печать, созданная Н. А. Хреновым в 1938 году, живёт уже третий десяток лет.

Из уникальных работ особенно много создано художником на темы, навеянные мотивами поэзии А. С. Пушкина. Ещё в первые годы работы на заводе он расписал сервиз по сказке «Золотой петушок». На каждом из 16 изделий сервиза был свой рисунок. Потом последовали работы «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» и др.

Н. А. Хренову свойственны яркость красок, радость рисунка и чистота тонов. Нарядны и выдержаны в чисто русских традициях ярко расцвеченные им чайники «четверть ведра».
На Всемирную выставку в Брюсселе (1958 год) он послал одно единственное блюдо, написанное по мотивам сказки о Царе Салтане. Его работа была удостоена Бронзовой медали выставки.

Сейчас на выставке в Остенде экспонируется его комплект (ваза и два блюда) «Садко».
Н. А. Хренов в разгаре своего творчества и мы вправе ждать от него новых и интересных работ.
Художники